В 1949 году, после проведения СССР первого ядерного испытания, президент Гарри Трумэн (Harry S. Truman) организовал Федеральную администрацию по гражданской обороне (FCDA), запросив у конгресса миллионы долларов на строительство системы защиты от ядерных ударов. В конце 50-х годов началось финансирование местных департаментов гражданской защиты, в обязанности которых входила организация и снабжение бомбоубежищ.
Однако самый сильный импульс их строительству придал молодой президент Джон Кеннеди (John Fitzgerald «Jack» Kennedy), который в 1961 году, в разгар Карибского кризиса, призвал сограждан проявить сознательность и самим позаботиться о своей безопасности. Граждане стали строить

частные укрытия от советской ядерной бомбы.




На деньги местных и федеральных властей по всей стране были обустроены тысячи общественных убежищ, в которых могли укрыться две третьих населения. В одном только Вашингтоне появилось около 1300 общественных убежищ на более чем миллион мест — достаточно, чтобы вместить всех жителей города и даже часть его гостей. Впрочем, это не были специализированные сооружения. Как правило, для этих целей использовались полуподвальные помещения жилых домов, церквей, школ и общественных зданий, стены которых укреплялись бетоном для защиты от радиации, после чего там складировались необходимые запасы пищи и медикаментов.


В 1965 году в вашингтонском пригороде Бефесда (Bethesda) был проведен эксперимент, в ходе которого 34 офицера ВМФ провели четыре с половиной дня в таком подвале, питаясь "убежищной" едой — печеньем, томатным супом, арахисовым маслом и джемом. Испытуемые потеряли в среднем 2,36 фунта веса, пребывали в плохом настроении и жаловались на запоры.


Частных бомбоубежищ было построено намного меньше — по некоторым оценкам, между 1945-м и 1961 годом их появилось около 200 тыс. С одной стороны, это было дорого: в 1961 году построить убежище на заднем дворе семейного дома стоило $2,5 тыс. С другой — создавало почву для трений с соседями, поскольку ставило перед дилеммой: брать или не брать их в тесное семейное укрытие в случае чего? Вопрос тем более непростой, что рытье "дыры" на заднем дворе чаще всего становилось предметом насмешек со стороны этих самых соседей.



На сооружение типичного семейного бомбоубежища в саду, площадью три на четыре метра, с входом через люк, уходило два года. В 1961 году 38-летний житель Чарльстоуна, штат Западная Виргиния, Майкл Прейзер (Michael Preiser), вдохновленный призывом президента Кеннеди, основал компанию Shelters Inc., которая стала очень успешной. Секрет успеха состоял в том, что компания продавала унифицированные бомбоубежища. По сути это был набор деталей из гофрометалла, для сборки которого не требовались профессиональные строительные навыки. В среднем такое убежище стоило $685 с разбивкой на помесячные выплаты в $15.



Некоторые энтузиасты создавали и более мощные сооружения. Некий глава семьи из штата Вашингтон соорудил под своим трехэтажным домом четырехуровневую подземную крепость площадью в 130 кв. м, с несколькими комнатами, многочисленными переходами и трехтонной дверью, открываемой и закрываемой электромотором. Системы жизнеобеспечения работали на генераторе, занимавшем отдельную комнату. Кстати, сейчас этот дом продается за $259 тыс.


Были и особые предложения для богатых. В Калифорнии архитектор венгерского происхождения Пол Ласло (Paul László), строивший дома для таких звезд Голливуда, как Гэри Грант и Барбара Стэнвик, даже разработал целую концепцию Atomville USA ("Атомная деревня США"), согласно которой спастись от последствий ядерного удара можно было в специальных подземных поселениях, сооружения в которых соединялись бы канатной дорогой. Пока идея рассматривалась в Пентагоне, архитектор построил частное бомбоубежище в Вудланд-Хиллс. В соответствии с фирменным стилем архитектора, с акцентом на роскошь и комфорт, бомбоубежище представляло собой просторное помещение с телефонами и другими удобствами и могло быть использовано как дополнительная жилая площадь. Другой известный в то время архитектор — Роберт Стэйси-Джудд, родившийся в Лондоне, тоже проектировал бомбоубежища по заказу, делая их похожими на сооружения древнего племени майя, культурой которых он увлекался.


В 70-80-е годы, когда антиядерное движение старалось донести до всех, что взрыв даже одной ядерной бомбы сделает спасение невозможным, бомбоубежища стали приходить в упадок. Власти стали закрывать общественные укрытия, запасы частью выбрасывались, частью раздавались бедным. Частные бомбоубежища их владельцы переделывали под винные погреба и цеха по выращиванию грибов. Местные отделы гражданской обороны окончательно слились с федеральным министерством по чрезвычайным ситуациям. И если в 50-60-е годы программы по защите населения на 90% были рассчитаны на борьбу с ядерной угрозой и только на 10% — с природными катастрофами, то теперь соотношение прямо противоположное, причем 10%, "зарезервированные" за ядерной угрозой, быстро переориентируются на борьбу с последствиями терактов.


После 11 сентября интерес к бомбоубежищам возобновился. Весной 2002 года в Музее искусств филиала Калифорнийского университета в Санта-Барбаре даже организовали выставку под названием "Ядерные семьи: движение по постройке ядерных бомбоубежищ в Калифорнии, 1950-1969". На ней были представлены, в частности, планы убежищ, спроектированные Полом Ласло (Paul László) и Робертом Стэйси-Джуддом (Robert Stacy-Judd).



В местных отделениях МЧС отмечают рост звонков: люди интересуются адресами бомбоубежищ и тем, как их построить. Частные предприниматели, в отличие от государства, мгновенно отреагировали на растущий спрос. Производители убежищ в США утверждают, что их продажи увеличились на 500%. Типичное убежище массового производства напоминает закопанную цистерну и стоит около $30 тыс. Но можно выбрать и что-нибудь повеселее, максимально сохраняющее привычный стиль жизни.


Компания F-5 Storm & Fallout Shelters из Баскина, штат Луизиана, делает устройства с вентиляционными системами, фильтры для которых поступают из Швейцарии еще с 50-х годов, и продает их по всей стране. Без учета затрат на установку они стоят от $8 тыс. до $20 тыс., в зависимости от комплектации. Компания Harden Structures из Вирджиния-Бич, штат Виргиния, продает "палатки для выживания", которые якобы спасают от химических, биологических и ядерных угроз и стоят от $7,5 тыс. За $66 тыс. Radius Engineering из Нью-Гэмпшира предлагает продукт под названием P10 Disaster Shelter — сооружение из стекловолокна на десять человек, помещающееся под землей и снабженное пуленепробиваемыми люками.


Компания Kleen Air Technologies Inc. из Фриско, штат Колорадо, работает на еще более требовательных клиентов: 18 убежищ, уже проданных ею, выложены деревянными полами, имеют кухню и даже прачечную, стены толщиной более полуметра, а минимальная площадь — около 100 кв. м, хотя в основном заказы поступают на гораздо большие помещения. Зеркала создают эффект расширения пространства, фальшивые окна с подсветкой — иллюзию солнечного пейзажа за окном, а библиотека для медитаций должна помочь побороть депрессию.

В дополнение к роскошным ваннам здесь имеются комнаты для дезактивации и по последнему слову техники оборудованная комната контроля с генератором, камерами внутреннего наблюдения, приборами для измерения радиации, коротковолновыми передатчиками, сканерами полицейской волны и многим другим. Стартовая цена — $600 тыс.


Компания 20th Century Castles LLC из Дувра, штат Канзас, превращает закрытые подземные ракетные базы в бомбоубежища при дорогих частных домах. Бывшая база по запуску ракет Atlas-F в Адирондак-Парке, штат Нью-Йорк, превращена в дачу в горах стоимостью в $1,7 млн. Под домом площадью 190 кв. м с частной посадочной полосой находится просторное помещение с тремя спальнями. Бывший центр по запуску ракет Atlas-E в Вамего, штат Канзас, превращен в подземную крепость площадью 1400 кв. м на десять человек, с сауной, кухней и массивной 47-тонной гаражной дверью (продается за $1,2 млн).


За прошедшие десятилетия изменился не только вид, но и концепция убежищ. После фильмов "Комната страха" с Джоди Фостер и "Области тьмы" с Брэдли Купер со специальными комнатами, которые все чаще называются "panic rooms", предназначение же их — укрыть богатое семейство от налетчиков или похитителей и помочь ему продержаться до прибытия полиции. Такая комната может быть просто чуланом с укрепленной дверью и телефоном внутри.

Однако более типичный вариант — это помещение, отгороженное от остального дома укрепленными стенами и скрытой дверью на магнитах. Оно оборудовано вентиляционной системой и телефонными линиями, а также туалетом. Для наиболее требовательных клиентов предлагаются бронированные кевларом пуленепробиваемые внутренние стены, системы внутреннего теленаблюдения за домом, генератор и прочее техническое обеспечение. Неизвестно, сколько таких комнат уже построено, но точно известно, что владельцы их живут преимущественно в престижных районах Манхэттена и Голливуда, и неудивительно — полностью оборудованная комната стоит до $500 тыс.


Убежища строят и в Европе. В октябре прошлого года за нарушение установлений по планированию на Азурском побережье во Франции был снесен дом известного риэлтера Кристиана Пеллерина. В усадьбе стоимостью $23 млн (купленной в свое время за $100 тыс. у одной американки) обнаружились подземные сооружения площадью 743 кв. м, строительство которых велось без разрешения. Это и послужило причиной сноса дома. Подземное помещение, описанное властями как "поразительное сочетание роскоши и вульгарности", включало бассейны, фонтаны, джакузи, термальные сауны и — бомбоубежище.

Программы строительства бомбоубежищ существуют в ряде стран, например в Швейцарии, а также в Сингапуре, где специальный закон 1998 года сделал их сооружение при жилых зданиях обязательным. С 1983 года, когда начал осуществляться проект, было построено уже 87 тыс. в муниципальных жилых зданиях и около 1 тыс.— в частных. В них могут укрыться 700 тыс. человек.


Источник